Повесть гусар-девицы Дуровой “Игра судьбы” и истоки нашей женской прозы –
Надежда Дурова и Иван Сусанин – это две “священных коровы” нашего не столько патриотизма, сколько воинствующего шовинизма и духовного псориазма (термин от слов “пёс” + “орать”). Не токомо бросить камушек в ихний огород, но и посмотреть на них подстриженными глазами нельзя. Убьют НАХ!
Тема повести: женский алкоголизм. Чувствуете злободневность? Хотя написана 200 лет назад, эта тема не только не потеряла актуальности, но и дополнилась ответвлением: женская наркомания. Если в Царской России, феодальной и дворянской тюрьме народов, женское пьянство было достаточно редким явлением, то сейчас мы должны с полным римским правом отметить большинский прогресс в деле злоупотребления спиртными напитками.
Помимо женского алкголизма Дурова поднимает ещё одну до сих пор существующую проблему (несмотря на все эмансипации и me too): фатальную зависимость женщины от мужчины. Как и положено в романтизме автор берёт исключительный случай – её героиня богата. Но замуж её выдают очень рано – в 14 лет. От редкой девушки об эту пору, когда гормоны гейзером бьют в головку, можно ожидать твёрдого характера или разумения жизненных ситуаций… И Леля (обиходная кличка имени Елена) выходит замуж по любви. Любви большой, горячей и искренней – первой. Опять же ситуация исключительная, так как прадедушки и прабабушки хором нам твердят, что в забытой Богом и отсталой Царской России в отличие от передового и прогрессивного СССР в среде дворянской и купеческой браки заключались сугубо по расчёту, а чувство учитывалось в последнюю очередь…
Ну и как у большинства из нас первая любовь героини оказалась типично фатальной в выборе объекта, точнее субъекта – молодой, красивый, мускулистый не только дубасит свою малолетку, но и приучил заливать его оплеухи и её синяки водкой, пардон – винищем… Происходит это не сразу, а через полгода, да? – полгода жизни, – семейной разумеется, когда влюблённой молодой ну лет 15 так… я думаю, что не больше… Три мужчины было у Лели в жизни… Трёх разных мужчин она любила… Об этом и многом другом рассказывает Надежда Дурова, настаивая, что это – “истинное происшествие, случившееся на родине автора”.
“Игра судьбы” Дуровой поднимает и литературно-критическую проблему: обычно считается что середцевиной женской прозы является Современный Любовный Роман. К чести нашей словесности повесть “Игра судьбы” родоначальницы нашей женской прозы свидетельствует … Нет, не только любовь. Да, конечно, любовь. Но не только она одна.
В википедии или в такого интернет-типа издании проскочило серой мышью, что несмотря на искреннее приветствие Пушкина и горячую похвалу Белинского творчество Надежды Дуровой не имело особого влияния на последующий наш литературно-исторический процесс. Действительно, ощутимого продолжения дуровской тематики и проблематики нет ни в “дворянской школе” у Гончарова, Тургенева, Льва Толстого и др, ни у “разночинской семинарии” Некрасова, Щедрина, Чернышевского и др. ни даже у “почвенников” Достоевского, Гоголя, Лескова и др. Но я бы не стал так наотмашь и без оглядки на будущее… – .-.=.-. –
Всё-таки сейчас я больше верю мнениям Пушкина и Белинского. Тем более сейчас. Постмодернизм ближе к романтизму, чем к реализму.
Дурова была первой нашей писательницей. Первой и наиболее смелой. Многое из тех проблем, на которые она обратила внимание своим острым и талантливым глазом, остаются и актуальными и сейчас. А самое интересное – сейчас когда история сделал очередной полный реверанс по марксистско-ленинской диалектической спирали, и мы снова повернулись лицом к частной собственности, политической проституции и духовной эмансипации, – .-.=.-. – – нам есть чему поучиться у Дуровой, и по части содержание, и даже – по части формы. Тем с большим правом я рекомендую ознакомиться с повестью “Игра судьбы или Противозаконная страсть” в нашей Библиотечке ДеМаркАЦИИ.