“Убей” в герое Мери Сью

Знаете ли Вы, дорогой читатель, каков самый очевидный признак плохой книги? Это не корявое построение предложений и многочисленные ошибки в тексте, ибо в этом случае произведение спасет толковый редактор (предварительно всплакнув над бессмертными строками нашей “нетленки” и раз сто помянув такую-то мать… ученья). Не провисания сюжета или логические нестыковки (их как раз можно частично переписать, либо отшлифовать). И даже не пространные лирические отступления, над которыми засыпает самый стойкий читатель (как правило, они совершенно свободно убираются из окончательного варианта).

Самый явный признак плохой книги (по моему скромному мнению) – принадлежность ее главного героя к “славному” мерисьюшному племени. Это всегда губит на корню любую, даже самую интересную идею, и тут никакие ухищрения текст уже не спасут. Не верите? Позвольте мне объяснить Вам свою точку зрения.

 

Кто же такая эта Мери Сью, и почему я ее здесь так ругаю? Согласно Википедии -это ” …персонаж, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением.” Сам же термин ” Мери Сью ” происходит от одноименной героини пародийной “Повести Трекки”, созданного писательницей Паулой Смит в 1973 году. Та в образе юной мисс Сью высмеивала всех нереалистичных персонажей фанфиков по вселенной “Звездного Пути”. И это, наверное, один из редких случаев, когда главный герой -всезнайка и “всеумейка”- не портит написанное, просто потому, что является карикатурой.

Однако многие вольно или невольно прописывают таких героев всерьез. То ли реализовывая свои потаенные желания, то ли не рассчитав свои силы в построении сюжета и раскрытии персонажей, начинающий автор вдруг скатывается до откровенного восхваления главного героя/героини за счет всех остальных действующих лиц. Мало того, все превратности судьбы “Мери Сью” осиливает, сама того не заметив. И здесь страдает весь сюжет книги-от начала и до конца. В самом деле, если нет ни преодоления трудностей, ни моральных дилемм, ни развития героя, ни противостояния с достойным антагонистом, а есть лишь Мери Сью с туповатым юмором, манерами площадной торговки, средней внешностью и умом, в которую, почему-то все влюбляются (а кто не влюбился, тот пеняет на себя), то книга превращается в дурной цирк одного клоуна, и читать такое можно только когда хочется отключить голову и выпустить пар.

Кроме потерянного сюжета, читателя неимоверно раздражает и сама натура Мери Сью. По понятным причинам возникает подозрение, что начинающий автор рисовал свой портрет в экзотических декорациях. И, рисуя, упивался своей вседозволенностью и надуманной исключительностью.

Резюмируя все вышесказанное, можем выделить основные черты подобного героя:

  1. Он(а) обладает вроде бы невзрачной внешностью, но буквально все представители противоположного пола в книге не могут перед ним (ней) устоять. Харизма? Нет. Просто автор так захотел
  2. Он(а) имеет довольно средний ум и познания, но за счет полной убогости окружающих видится гением. Особенно самому себе.
  3. Не блещет чувством юмора, все шутки над ближними своими не поднимаются выше пояса. При этом остальные герои книги постоянно на них “ведутся”.
  4. Любые козни и происки врагов, даже самых могущественных, отметает на “раз-два-три”, а самих врагов немедленно настигает расплата в стиле “утоплю в сортире”.
  5. Рефлексия? Развитие? Нет, не слышали. Все свободное время персонаж проводит за возлияниями и асоциальным поведением, при этом все равно самый-самый.

Особенно такого рода героями изобилует так называемый “попаданс”, поэтому вполне справедливо за литературу почти не считается (хотя и активно читается, ведь отключить голову время от времени хочется всем). Но стоит хотя бы раз автору “засветиться” с подобным героем, и на него тут же со всех сторон сыплются обвинения в дурновкусии, что не способствует писательской репутации в дальнейшем.

Так что если решились прописывать персонажа зашкаливающей крутости, то нужно обладать недюжинным талантом, прекрасным чувством юмора и безошибочным литературным чутьем, чтобы Мерисья стала интересна читателю по-настоящему и не вызывала бы отторжения. Не уверены-лучше перестрахуйтесь и спросите себя, а не выходит ли Ваш персонаж слишком везучим, слишком всезнающим,слишком сильным и слишком привлекательным человеком? И если вдруг да, то не стоит ли придумать ему действительно серьезных испытаний, достойных такого бриллианта?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *