“Коллекционер” Фаулза: одержимость, бабочки, красота и всякое такое…

Люди так устроены, что, живя спокойной жизнью, иногда желают пощекотать себе нервы. И жанр ужасов, и триллеры-тому яркая иллюстрация.  При этом каждый человек, если его спросить о самом страшном сюжете, даст свой ответ. Кто-то вспомнит вторжение инопланетян, кто-то – зомбиапокалипсис,  а кого-то напугает маньяк с бензопилой.

В книге Джона Фаулза “Коллекционер” из всего вышеперечисленного есть только маньяк.  Он не притронулся к своей жертве и пальцем, однако это, наверное, одна из самых страшных книг, которую я прочла. Почему? Потому, что история эта  пугающе реалистична, а еще абсолютно безнадежна. Она про то, как умирает надежда.

А ведь начинается все как бы с любви… Молодой человек  Фредерик Клегг,  работающий клерком, что называется “запал” на студентку художественного училища Миранду. Но подойти к ней и познакомиться он никогда не решится. Ведь она красавица, спортсменка ,комсомолка   художница и , просто  ему не ровня. Ну, в самом деле? Кто он такой? Клерк из небогатой семьи. Ничем не примечателен, ничем не интересен. Вот разве что бабочек коллекционирует, да  ставит деньги на скачках. И однажды, как в старых-добрых  сказках он выигрывает крупную сумму. Конечно же, он увольняется с опостылевшей работы, отправляет родственников за границу, а сам решает предварить в жизнь дерзкий план. Он покупает домик в сельской глуши, оборудует его по своему вкусу уделяя особое внимание подвалу… А потом берет, и похищает Миранду Грей, отчаянно надеясь, что она его полюбит.

Миранда заперта в подвале, и , кроме Клегга, у нее нет связи с внешним миром. Она пытается выяснить, зачем ее похитили. Однако  парень, которого она прозвала Калибаном (в честь одноименного дикаря из шекспировской “Бури”), не дает ей внятного ответа. Ни изнасилование, ни требования выкупа в его планы не входит. “Он не такой”.  Объяснить ей внятно цель похищения  Калибан просто  не в силах. Он кормит ее,  покупает для нее все, что бы она ни попросила, и даже выводит наверх изредка… Вот только ни под каким предлогом отпускать на свободу не собирается.  Коллекционер поймал  редкую бабочку, и не успокоится, пока не заморит.

Повествование состоит из двух частей: рассказа Клегга и дневника Миранды.  И это позволяет автору полно и точно раскрыть образы героев. Вот Миранда – живая, яркая, любящая жизнь во всех ее проявлениях. Живая,  яркая, умная, тонко чувствующая натура, способная сострадать собственному тюремщику, и даже на первых порах пытающаяся приобщить его к прекрасному. А вот Клегг – ограниченный, пустой, самодовольный и до крайности посредственный малый, не способный  не то, что любить, а просто хотеть женщину. И вся его одержимость своей жертвой на поверку оказывается лишь интересом коллекционера  к редкой бабочке.

Конечно, Миранда пытается сбежать, однако попытки ее раз за разом терпят крах.  Естественно, в конце-концов все заканчивается очень и очень печально.

Как и подобает действительно хорошей книге, “Коллекционер” затрагивает самые разные пласты читательского восприятия. На первый взгляд это – психологический триллер, достоверно рисующий, что может твориться у маньяка в голове. Однако, если начать рассуждать вместе с героями, то неожиданно для себя открываешь “второе дно” – философскую притчу о столкновении живых, созидательных сил с пошлостью гусары, молчать! (в том смысле, который вкладывали в это слово великие: заурядность, ограниченность, духовная скудость). О том, что всякое светлое и благородное  начинание может легко зачахнуть, затухнуть, пропасть втуне, если начинается оно для таких, как Клегг. И вот когда обнаруживаешь эту жуткую силу пошлости, становиться еще страшнее (хотя куда уж, казалось бы). Она мертвит. Недаром Миранда говорит о Калибане:  “Он – коллекционер. Коллекционерство – огромное мертвое нечто, заполняющее все его существо.” Искусство – это свобода самовыражения, коллекционирование произведений искусства – это присваивание свободы.  Коллекционирование бабочек – это присваивание свободы. А здесь уже пошло коллекционирование людей. А что есть человек без свободы воли? Человек, без свободы воли просто зомби. Ходячий труп.

Вот и оканчивается история трагедией и поиском новой жертвы. Пусть, не такой яркой и необычной, но в чем-то похожей. И тут у героя намечается целая серия преступлений без риска быть пойманным… Финал, во многом символичен, пошлость победила. Однако, всегда ли ей побеждать?

Leave a Reply

Your email address will not be published.