Сегодня мне бы хотелось порассуждать о том, каким должен быть оптимальный объем произведения. Тема, на мой взгляд, важная. Ведь эта величина непосредственно влияет сразу на многие вещи: жанр, динамику сюжета, раскрытие персонажей, восприятие читателей, наконец… Объем произведения, в свою очередь, обуславливается несколькими факторами: стилем автора, его задумкой, талантом, писательским опытом, и, не в последнюю очередь, текущими литературными веяниями. Поэтому каждый из писателей решает этот вопрос самостоятельно, опираясь, прежде всего, на свои возможности.
Однако здесь есть и некоторые общие места, помогающие новичкам определиться с объемом текста. Это- далеко не истина последней инстанции, но результат собственных “ошибок трудных ” и элементарной логики.
Итак, если Вы-начинающий писатель без какого-либо литературного опыта, то Вам лучше не браться за что-то очень большое (типа эпопеи) или что-то очень маленькое (рассказ).Если с “очень большим” все понятно: у Вас просто может не хватит сил и терпения на объемное произведение с большим количеством героев и событий, то “очень маленькое” нуждается в некоторых пояснениях. Все дело в том, что малая форма требует определенного мастерства. Далеко не просто раскрыть тему и персонажей в трех страницах текста.
Лучше всего для пробы пера подойдет повесть (как вариант-короткий любовный роман) в 15-20 главок. Во-первых, при таком объеме Вы не растеряете запала, и скорее всего допишите книгу. Во-вторых, фабула не будет слишком растянута, а, скорее наоборот, все события, компактно уложенные в рамки пары десятков глав, создадут целостный, динамичный и законченный сюжет, интересный читателю. Ну, и как приятный бонус- люди не будут жаловаться на “слишком много букв текста”. Все-таки, основная масса уже отвыкла читать большие формы, им в один прекрасный момент может просто стать скучно.
На первых порах предпочтительнее создавать истории с малым количеством действующих лиц. Иначе рискуем привнести в сюжет множество побочных линий, которые увеличат планируемый размер текста, да и хорошо прописать пять-шесть основных персонажей куда легче, чем десять-пятнадцать.
Хотя бывает и так, что Вы, создавая действительно интересный текст, замечаете, что книга становится все больше и больше, мыслей много, сюжетных ходов предостаточно, а одной книги уже катастрофически не хватает…
Что ж, бывает и такое. В этом случае Соломоновым решением может стать серия книг. Но о плюсах и минусах серийных изданий я расскажу в следующий раз.