В продолжение темы про объемы текста, хотелось бы порассуждать о циклах книг. Что это такое, в чем их отличие от серий, зачем авторы подписываются на их создание, в чем их плюсы и минусы.
Собственно, цикл книг– это несколько книг одного автора, объединенных общими событиями, местом / временем действия и героями. ( “Хроники Нарнии”, “Три мушкетера”, “Дюна”, “Анджелика”) И в этом его отличие от серии- объединенных по определенному признаку книг разных авторов (“Классики и Современники”, “Колдовские миры”,”Черный котенок”). На практике эти два понятия почему-то часто путают даже в интернет-библиотеках и книжных издательствах.
Итак, немного разобравшись, что к чему, вернемся к нашему основному вопросу. Зачем авторы пишут циклами? Какая им от этого польза? Ну, во-первых, если Ваш талант создал прекрасных героев и интересные приключения, не вмещающиеся в рамки одной книги, то вполне логично просто продолжить писать полюбившуюся историю в формате нескольких томов на радость Вам и фанатам Вашего творчества.
Во-вторых, если читательский интерес вдруг удалось монетезировать (либо напрямую через подписку, либо издаваясь на бумаге), то согласитесь, что гораздо выгоднее продать пять ожидаемых книг двум тысячам читателей, нежели только одну.
В-третьих, если Ваши дела действительно настолько хороши, что дело дошло до серьезных продаж, то чем больше книг известного цикла Вы пишите, тем дольше Ваше имя на слуху у читателей. Ведь при условии написания действительно качественной истории, создаваемый ажиотаж будет работать на Вас.
Сплошные плюсы, правда? Нет. Минусов здесь столько же (если не больше), правда они не столь очевидны. И порой надо, что называется “встрять” в цикл, чтобы их обнаружить.
Прежде всего, могут возникнуть трудности с сюжетом. Первая, вторая, третья книга шли “на ура”, а на четвертой резко иссяк запал и приходится писать через силу, что сразу сказывается на качестве. Надоели герои, закончились идеи… Стало скучно. Проще говоря, риск исписаться в любой момент растет с каждой следующей книгой. А так как успех у цикла громкий, то и провал будет с треском. Кроме того за время написания могут кардинально поменяться обстоятельства и вашей личной жизни, что повлияет на творчество.
Из этого вытекает еще один неочевидный минус. Если Вы сотрудничаете с издательством, то берете на себя обязательства писать качественно и в определенные сроки. То есть даже если Вы исписались, то требовать с Вас все равно не перестанут. Редакторам не объяснишь, что вдохновение-вольная птичка: как прилетело, так и улетит. Если продаетесь сами, то объясняться придется уже напрямую с читателями: “Аффтар, выпей йаду, прода где??”.
Кроме того, пока пишете пять книг про условный Пепелац и пацаков, его населяющих, Вы тратите время и силы, которые могли бы бросить на выдумывание новых колоритных героев и новых интересных историй, а значит на освоение новых горизонтов Вашего таланта. Как говорят экономисты – “упущенная выгода”.
Наконец, рискуете остаться “автором одного цикла”. Вспомните Роулинг. Много ли книг она написала помимо историй о Гарри Поттере?
И ведь приведенный список плюсов и минусов дан лишь для ситуации идеальной, когда есть силы, время, вдохновение и признание. А если нет? Если не получается “раскрутиться”, и книги Ваши, хоть и интересные, но читаются лишь парой сотен человек? Если с каждой книгой преданных читателей становиться все меньше, просто потому, что герои им уже надоели? Тогда и вовсе получится, что Вы бездарно потратили время на заведомо провальный цикл.
Конечно, при большом желании, часть трудностей можно легко обойти. Например, писать свою “нетленку” в формате-каждая глава-законченная новелла, или каждая книга-новые герои, но тема и мир-одни и те же. Или ввести одновременно большое количество основных персонажей, и каждую часть писать об одном из них, а потом просто свести все их истории вместе, открыв читателю полную картину происходящего… Наконец, можно написать всего три книги вместо семи. Вариантов, на самом деле, множество. Как говориться, кто хочет-ищет возможности, и тут каждый для себя решает сам.
Лично я циклы не очень люблю, ни писать, ни читать (правда, есть исключения). Особенно-длинные. Как по мне, лучшая история та, которая вовремя закончилась, не успев никому наскучить, поэтому, наверное, и ищу отговорки.