Ощущение обреченности. Дина Рубина. “Белая голубка Кордовы”

Как и всякого крупного писателя, Дину Рубину либо очень любят, либо терпеть не могут. Читателей, равнодушных к ее книгам, достаточно мало. Но это, наверное,и есть то, что называется признанием мастерства, ведь самое страшное для любого художественного порыва-это людское равнодушие.

Я не буду говорить здесь о ее творчестве в целом. В конце-концов, не являюсь литературоведом, да и каждый волен сам составить представление о ней как о авторе, ведь книги Рубиной доступны в любом интернет-магазине или электронной библиотеке-читай не хочу. Зато расскажу об одном из ее романов- “Белая голубка Кордовы”.

Итак, перед нами история жизни очень и очень необычного человека-Захара Кордовина. Он- одаренный художник. Да что там, его талант-самый настоящий Божий Дар. Однако дар этот, как и полагается, должен пробиться “сквозь тернии к звездам”. Естественно, юного гения поначалу никто не признает, и он, вместо того, чтобы упорно стремиться к успеху,ища свой путь, отчаивается. Отчаяние приводит к надлому, а надлом толкает на неожиданный шаг. Захар решает стать фальсификатором произведений искусства. Однако делает это не с целью банальной наживы, нет… Это слишком мелко. Захар Кордовин создает “потерянные шедевры” старых мастеров, придумывая им историю и судьбу. Порой он сознательно подправляет полотна забытых художников так, чтобы они сошли за произведения признанных гениев. При этом считает себя Робин Гудом от искусства, ведь дает безвестным картинам вторую жизнь и шанс обрести бессмертие. Однако не чужд он и тщеславия. По окончании работы оставляет на картине собственный знак- ненужное клеймо. Белую голубку.

Захар создает фальшивки настолько виртуозно, что самые искушенные искусствоведы принимают подделку за оригинал, и в этом ему помогает не только собственный талант, но и секреты мастерства от друга-реставратора, убитого при загадочных обстоятельствах много лет назад. Парень не был в курсе всех махинаций Захара, и потому стал невольной жертвой его ремесла. И теперь Кордовин жаждет найти убийц друга, чтобы отомстить.

А еще у героя есть некий семейный секрет, который из незначительного эпизода биографии вырастает в целое изыскание… Какой? Читайте сами.

По сути “Белая голубка Кордовы”-это и детектив, и плутовской роман, и… Большая Проза. Как раз тот самый случай, когда сюжет интересен не сам по себе, а прежде всего теми вопросами, которые ставит перед читателем. Кто такой Захар Кордовин: художник, разменявший талант ради славы и денег, либо Робин Гуд, борющийся с забвением талантов? Что вообще есть талант? Что такое шедевр? Почему одни картины ими становятся, а другие нет? Отчего путь большого художника к славе всегда тернист, и, порой, тернист до невозможности? И какова будет расплата самого Кордовина за свой талант?

А потому эту книгу можно перечитывать и перечитывать, не теряя к ней интереса и каждый раз открывать для себя что-то новое.

Кроме того у романа есть еще масса художественных достоинств: это и точная передача колорита места действия ( будь то Винница, Ленинград или Стокгольм), и яркие герои, и необычный сюжет, и прекрасные описания художественных полотен…

Однако есть и недостатки. Лично для себя я выделила только два: тяжелый язык и атмосфера обреченности, царящая в произведении. И если слог -не проблема, и любой тренированный читатель вряд ли его испугается, то безысходность здорово давит на восприятие. Мне не удалось до конца понять, является ли она частью мироощущения главного героя, или сам автор воспринимает затронутую тему, что называется, ” в темных тонах”. Но многим эта обреченность может здорово подпортить впечатление о, в общем-то, очень хорошей книге, которую однозначно стоит прочитать.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *