“Не страшись совершенства-оно тебе все равно не грозит”. О классике и литературном каноне

“Не страшись совершенства-оно тебе все равно не грозит”. О классике и литературном каноне
Заголовком к сегодняшнему посту я взяла цитату из Сальвадора Дали. Как бы иронично не звучали эти слова, но великий художник, безусловно, прав. Нельзя достигнуть совершенства, ведь оно как горизонт-все время отодвигается, и нет ему предела. И это хорошо. Это значит, что пока существует человечество, развитие культуры не остановится.

При том есть в искусстве некие общепризнанные произведения, настолько интересные и самобытные в своем несовершенстве, что признаны вехами развития духовной жизни людей, и становятся своеобразным камертоном, задающим тональность для всех остальных. И образцы такие называют классикой. Само слово “классика” универсально для многих языков, восходит к латинскому “classicus“, что и означает “образцовый”. Любой культурный человек, имеющий широкий кругозор, всегда хорошо знаком с классическими произведениями. Классика прививает художественный вкус, развивает мышление и воспитывает в людях то самое разумное, доброе и вечное, над которым сейчас многие снисходительно посмеиваются( а зря, ведь о таких людях сразу многое становится понятно).

Как то или иное произведение становится классикой? Это вопрос сложный. Ведь из двух одинаково читаемых бестселлеров один становится тем самым совершенно несовершенным образцом, а другой забывается потомками напрочь. Хотя вроде бы художественные достоинства той и другой книги для читателей-современников были одинаковы.

И тут мы вплотную подходим к тому, что считать вехой развития духовной жизни в ту или иною эпоху. Слово “веха” изначально имело лишь одно значение- “указатель пути, межевой столб”. Чтобы правильно расставлять новые указатели или верно межевать новые границы, нужно прежде всего четко осознавать, где ты находишься в данный момент. Проще говоря, хорошо ориентироваться на местности.

Несколько позже слово приобрело переносное значение – “основной этап”. И вот тут по аналогии с межеванием земли и расстановкой указателей, мы можем сделать вывод о том, что если произведение определяет свое время так же четко, как указатель определяет свою местность, то с большой долей вероятности оно станет со временем классикой. Так просто? Да нет. Осознать свое время, передать его дух, поднять основные нравственные проблемы, стоящие в данный момент перед обществом-задача не из легких. Да и одного осознания мало. Ведь как не бывает на одной дороге два одинаковых указателя, так в литературном процессе не может быть две одинаковых вехи. А потому важно не просто передать дух своего времени, но и сделать это по-особенному. Так, как никто до тебя не делал.

Вот когда сойдутся в одном произведении и дух времени, и новаторство, тогда оно и станет самой что ни на есть классикой. Сложно? Чрезвычайно. Но искусство-на то и искусство, что производит штучные изделия. В отличие от ремесла, которое штампует массово. Таких классических произведений в литературе той или иной страны того или иного периода наберется несколько десятков, не больше. И список их составляет так называемый литературный канон -это произведения, которые считаются наиболее важными и ценными для определенной группы людей( чаще всего людей одной национальности, реже- культурного течения/общественного движения).

То есть канон здесь, не только список значимых шедевров, но и опознавательный знак, культурный код. Какой же русский не любит Пушкина? И не важно, что русская литература вырастила еще с десяток “мастодонтов”, равных или превзошедших его дарование, чьи имена с придыханием произносят на Западе и Востоке, Пушкин- он такой единственный и неповторимый, он как камертон. Но, к сожалению, не переводим, а потому иностранцы к нему равнодушны.

Литературный канон, таким образом, еще и культурная традиция, задающая тон будущим классикам. Ведь, возвращаясь к аналогии с дорогой, не может широкополосное шоссе резко стать проселком. Иначе оно, по сути, шоссе быть перестанет. И каждый новый классик, хоть и вбивает собственный указатель, но дорогу после него все равно прокладывает общую. Ведь даже если творчество его-сплошное отрицание культурной традиции, оно отталкивается именно от нее. И, мало того, если писатель хочет стать классиком, он обязан хорошо знать литературу, которая была до него. То есть по отношению к предшественникам, он выступает как читатель. Ведь классика только тогда остается классикой, когда ее перечитывают.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *