“Я – гений Игорь Северянин!” О звёздной пыли среди писателей

В названии поста-строчка из эпатажного стихотворения поэта Серебряного века. Я немного сменила знаки препинания, чтобы было ближе к теме. Да и говорить мы будем сегодня о наших современниках в основном. О том, как и почему у людей случается так называемая “звездная болезнь”, и отчего это состояние так вредит им же самим.

Написать “сочинение на тему” меня подвигла попавшаяся на глаза письменная разборка некоего автора с одним литературным порталом (и издательством). Суть конфликта состояла в том, что портал по своему произволу стал убирать книги писателя из продажи, а на все его запросы отвечал: “Потому, что”.

Естественно, любой бы разозлился на месте автора. Но ведь выразить это можно по-разному. К сожалению, оный писатель на эмоциях выложил в сеть ” разоблачительный текст” про своих оппонентов, и в нем вовсе не стеснялся в выражениях. Лейтмотив всего его ругательного опуса: “Как вы все-жалкие необразованные плебеи, проворачивающие свои грязные делишки за счет авторов, посмели обидеть Гения?!” . Ей -Богу, не преувеличиваю, а даже и преуменьшаю. Оппонентов он ругал едва ли не матом, а себя так и величал -гений с большой буквы “Г”.

Меня, как человека со стороны, поразил именно этот ушат помоев, а не та несправедливость, которая должна бы была. Почему? Ну потому, наверное, что гений, а уж тем более Гений у меня ассоциируется с моральной чистоплотностью, чувством собственного достоинства, огромным трудолюбием и высокой требовательностью, критичностью к собственному творчеству. Любой Гений это талант+ трудолюбие+ постоянная и жесткая самокритика. Это когда Бог велел тебе гореть, но освещать при этом все вокруг.

И вот эта вот претензия:” Я тут Гений, а вы все жалкие одноклеточные”-она для настоящего гения неприемлема. Он может высказывать в частном порядке кому-то из близких что-то вроде “Насколько мелочны и пошлы люди!”, но при этом и словом не поставит себя на ступень выше всех остальных. Вы можете представить себе Пушкина, Лермонтова или Гоголя, которые бы вот так публично частили какого-нибудь издателя? Да ни в жизни. Зато если посмотреть на черновики Пушкина, то там сплошные исправления и перечеркивания, Лермонтов переписывал своего “Демона” аж десять раз, а Гоголь вообще смотрел на писательство как на схиму и подвижничество.

Да сам обличительный текст вызвал некоторые вопросы. И прежде всего, о том,почему же он так долго и активно сотрудничал с оным издательством, если все про него прекрасно понимал? Деньги и известность? Возможность публиковаться? Понятно.

Но я могу быть просто пристрастна. Лезу во Всемогущий Гугл, вбиваю его имя, и… И мне выдает какого-то доктора, профиль постороннего парня в социальной сети… Ну то есть не сказать, чтобы его мгновенно опознавали, как Писателя. Нет, человек издался, продается, и даже имеет некоторую известность, но я, например, на него никогда не натыкалась ни в списке бестселлеров, ни в книжных магазинах.

Итак, по сути мы имеем среднего писателя, который, что называется, “зазвездил”. Почему среднего? Потому, что благополучно публикуется крупным издательством, но никто его не цитирует, как например, Пелевина. И вот тут мне как читателю очень неприятно. Человек всерьез именует себя Гением, пытаясь поставить себя в один ряд с классиками, а сам даже уровня известного писателя не достиг. Возникает гадкая мыслишка, что и до читателей он тоже “снисходит”. Так что лично у меня вместо горячего сочувствия притесняемому, текст вызвал отвращение к писателю, и сделал ему антирекламу. Книги его читать уже не хочу.

А был бы сдержаннее, написал бы текст о том, как издательство нарушает с ним условия контракта, перечислил бы по пунктам, где и в чем, обошелся бы без мата, и не выглядел бы зазнавшимся клоуном. И был бы понят правильно.

Проявления “звездности” после первых успехов -это, наверное, нормально. Успехи окрыляют. Но летать надо аккуратно. Не гадить на тех, кто остался ниже, не забывать, как пробился, помнить, что в любой момент можешь упасть вниз, но стремиться при этом всегда ввысь. Забудешься- и пропал. Почему?

Во-первых, как уже было сказано, можешь оттолкнуть от себя читателей. Мы живем в эпоху свободного распространения информации. Никакая мысль, высказанная в интернете и подписанная твоим именем, не может быть скрыта от глаз. Люди смотрят,слушают, читают и делают выводы. Твоя известность здесь и сейчас зависит от тех кто тебя читает. Увидят, что “зазвездил” и читать расхотят. Чему разумному, доброму и вечному может научить меня сноб с непомерным эго? Ничему. Эго есть и у меня самой.

Во-вторых, твоя известность в перспективе зависит от развития твоего таланта. Если зарвался после первого успеха, считай, что свой бой уже проиграл. Пока не придешь в чувство, не начнешь снова критически оценивать то, что ты пишешь, и то, как ты это делаешь.

В-третьих, в конце-концов придут те, кто талантливее тебя, а ты рискуешь сломаться оттого, что раньше времени возомнил себя великим писателем.

В четвертых, литературный гений дается свыше, чтобы заставлять людей задумываться над вопросами, которые диктует время и вечными проблемами, а значит, делать современников лучше. Если вместо этого начнешь почивать на лаврах, гений очень быстро атрофируется за ненадобностью. Как молочные зубы при бутылочном кариесе.

Все мы люди-человеки и имеем пороки и слабости. Более того, не будь недостатков, мы бы все как на подбор были одинаковые. Талантливые люди могут быть несносны в быту или иметь странные привычки. Но самодовольство и заносчивость по отношению ко всем остальным людям для гения крайне губительны. Ведь сильно сужают его горизонт, а то и вовсе низводят до дурака.

 

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published.