Искусство писательского пикапа: прием скользкой горки Шугермана

Не побоюсь показаться банальной: любой писатель хочет, чтобы его читали. Вряд ли кто-то из пишущей братии мечтает проводить вечера за написанием произведений, чтобы потом просто их архивировать и хранить на жестком диске, никому не показывая. Скорее наоборот – все авторы мечтают о том, чтобы читатель был настолько околдован текстом, что не смог бы оторваться от книги. У кого-то из писателей получается относительно легко создавать захватывающий сюжет просто по складу воображения, кто-то инстинктивно угадывает пожелания читателей и без особого напряжения собирает урожай восторженных комментариев. Но таких счастливцев исчезающе мало среди моря писателей, захлестнувшего писательские площадки и интернет-библиотеки. Большинству же приходится напрягаться, чтобы завлечь потенциального читателя. Естественно, уже давно существуют специальные отработанные приемы и небольшие секреты того, как достичь успеха в этом нелегком деле. И здесь, по сути, нет никаких потрясающих откровений, или сложных тайных знаний, доступных лишь избранным. Самое очевидное – заинтриговать людей, причем с первых же строчек текста.
Легче всего это сделать, используя хитрый прием, описанный американским копирайтером Дж. Шугерманом. Условно он называется “Скользкая горка”. Естественно, Шугерман говорил об этом в рамках собственной компетенции – создания рекламных текстов. Но, по сути, такая хитрость работает и для литературы. Итак, поехали!

Суть заключается в том, чтобы полностью захватить внимание читателя, интригуя и заставляя “скользить” все дальше и дальше по тексту. Первое предложение ( а также название главы, и цитата под ней- если есть) – это наш старт. Точка разгона. Очень важно составить его так, чтобы читатель всерьез заинтересовался. Там должна присутствовать интрига.
Например: “Похоже, наступал конец тому, что казалось мне вечностью.” (Р. Желязны “Девять принцев Амбера”).
Естественно, читатель будет в недоумении: что там такое случилось с героем? И он читает дальше. А дальше – больше. Автор отнюдь не торопится раскрыть сразу все карты. Последующий текст лишь разжигает читательское любопытство:

“Я попробовал пошевелить пальцами ног. Успешно. Ноги я чувствовал, хотя они и были в гипсе. А сам я лежал распростертым на больничной койке.

Я зажмурился, потом снова открыл глаза.

Стены комнаты наконец перестали качаться.

Где же я, черт побери?” (Там же)

Мало того, что читателю ничего не пояснили. Его, наоборот, еще больше заинтриговали, заставив катиться (читать) дальше. И снова – только раздразнили:

Туман в голове понемногу рассеивался; в нем, словно острова в океане, стали возникать обрывки того, что некогда было моей памятью. Я вспоминал бесконечно долгие ночи, бесчисленных сиделок, инъекции, инъекции, инъекции… стоило мне чуточку прийти в себя, как тут же кто-нибудь являлся и всаживал в меня шприц с какой-нибудь дрянью. Да, так оно и было.” (Там же)

В общем, Желязны показывает себя здесь мастером писательского пикапа, и читатель, едва очнувшись после первой главы, тут же ныряет с головой во вторую. А потом в третью и четвертую… В себя он приходит где-то на середине книги, чтобы понять, что давно не читал такого. Ведь ему подкидывают все больше вопросов, а ответов почти не дают. Читатель стремительно скользит по тексту, пристально следя за сюжетом. Казалось бы, все просто: знай себе-дразни. Но простота здесь только кажущаяся.

Дразнить нужно уметь. Необходимо точно знать ту грань, после которой создание интриги переходит в откровенное издевательство над читателем. Ведь если не знать меры, человек просто плюнет и закроет вашу книгу, чтобы никогда больше не заходить на вашу авторскую страничку. И тогда все старания возымеют обратный эффект. А чтобы чувствовать грань, нужно взглянуть на свой текст со стороны и честно ответить себе на вопрос: насколько он цепляет? Не переборщил ли я с загадками в первой главе? Ответил ли хоть на один вопрос, который возникает по ходу чтения? Если
нет, то получится как в дурацкой рекламке, болтающейся где-то на сомнительном портале под кликбейтом. Так что скользкая горка прием рискованный, но если грамотно им воспользоваться, то успех не заставит себя долго ждать.

Leave a Reply

Your email address will not be published.