Если описать сюжет любого любовного романа в нескольких словах, то в большинстве случаев мы получим что-то типа: “Простушка покорила богача”, “Молодые полюбили друг друга, вопреки вражде их родителей”, “Принцесса и ее преданный слуга/нищий пытаются быть вместе”, “Красавица растопила сердце чудовища” и т.д.
Когда нужно кратко рассказать о фэнтези, скорее всего это будет: “Странствия по волшебному миру”, “Обучение в Академии”, “Распри из-за власти в таком-то королевстве”, ” Вся жизнь гг- борьба с нечистью”, “Решающее сражение Света и Тьмы за судьбы мира”, “Приключения плута”.
Детективные истории при всем их разнообразии сводятся в основном к “Будням полиции”, “Герой казался не в то время не в том месте и теперь у него проблемы”, “Загадочный маньяк терроризирует кругу”, “Замшелые скелеты в семейном шкафу”, “Тайна старой загадки”, “Убийство среди бела дня”.
Ужасы вообще (за редким исключением) можно разделить на “Про жутких монстров/места” и “Про маньяков/спятивших ученых/вирусы”.
То есть в каждом жанре будут свои самые распространенные сюжеты, без которых сложно, а иногда и невозможно написать интересную вещь. Намного разнообразнее в этом отношении, на мой взгляд, лишь фантастика, потому, что в хорошей фантастике сюжет зависит от центральных философских вопросов, над которыми размышляет автор. Ну еще, может быть, исторические романы. Потому, что жизнь порой может дать фору любой, даже самой смелой фантазии.
Исходя из вышесказанного, в большинстве сюжетов мы можем вычленить некий архетип. И если для любовного романа это будет история о Золушке, для фэнтези- странствия героя по типу “Хоббита”, то для детективов – будни уголовного розыска как в “Петровке,38”.
И здесь есть очень тонкий момент: все перечисленное-тоже самые настоящие сюжетные штампы. Только в отличие от штампов литературных, о которых мы говорили в прошлый раз, они не так бросаются в глаза. Особенно, если автор искусно сочетает в сюжете несколько из них. Например, история о полицейском, который расследует загадочное убийство среди бела дня, но внезапно приходит к выводу, что всему виной замшелый скелет в семейной шкафу жертвы, и заключается он в загадочном артефакте. На этой фабуле можно создать очень и очень достойный мистический триллер. А “Гарри Поттер” по сюжету-это ни что иное, как “студент магической академии оказывается втянут по самые уши в борьбу Света и Тьмы”.
Так что здесь уже никто не наморщит нос в сторону Вашей “нетленки”, и никто не назовет ее графоманью лишь за то, что содержание, по сути, может быть описано набором нескольких сюжетных клише. Как говориться, нот всего семь, главное их правильно сочетать. Мало того, если потренируетесь распознавать подобные штампы в сюжетах прочитанных книг, то грамотно составлять свои собственные для Вас уже не будет представлять никакого труда.