Подводная лодка в степях Украины. Об отечественных литературных агентах

В условиях западной рыночной экономики у людей есть миллион честных способов сделать деньги. Говорю это безо всякой иронии, ведь история успеха порядочного бизнесмена порой не менее захватывающая, чем у художника или писателя. Вот жил-был простой парень из семьи врачей, который, учась в университете, придумал социальную сеть, начал делать странички своим товарищам, заимел проблемы с законом из-за публикации персональных данных, но в конце-концов стал одним из самых молодых миллиардеров, дал людям возможность удобно общаться друг с другом по всему миру, да еще и создал 35 тыс. рабочих мест. И обществу приятно, и парню выгода. Вот еще один талантливый парень -сын инженера в 24 года создал свою первую компанию, а сейчас и вовсе собирается осваивать Марс… Ну чем не научная фантастика пополам с приключениями?

 

Конечно, такие случаи все-таки- редкость, и нужно быть семи пядей во лбу, чтобы достичь чего-то подобного. Но успешно заработать для достойной жизни на том, что получается хорошо, всегда можно. Было бы желание работать. Одной из таких возможностей для “сделать деньги приятно и с пользой” на Западе уже довольно давно является стезя литературного агента. Кто это такой? Это посредник между издательствами, желающими найти потенциально успешные рукописи, и авторами, готовыми такие рукописи предоставлять. При этом подразумевается, что:

1. Издательства заинтересованы в поиске талантов, которые хорошо продаются и готовы платить писателям приличные гонорары и роялти в случае успеха. При этом издатель ожидает,что получит готовую рукопись, то есть она потенциально стоит внимания, вычитана и откорректирована профессионалами и т.п.

2. Авторы заинтересованы издаваться и знают, что издание любой достойной рукописи будет достойно же оплачено, а значит после получения гонорара будет и себе заработок, и деньги на оплату агента. Они обращаются к подобным посредникам,и, если их произведение заинтересовало, то между агентом и писателем заключается договор.

3. Агенты берут на себя основную работу по доведению рукописи до ума: вычитка, коррекция, подготовка вспомогательных материалов (аннотация, синопсис, пресс-релиз,и т.д.). С готовой рукописью они идут в издательства: ведут переговоры, утрясая все формальности и подготавливая подписание договора между автором и публикатором. Кроме того, они сопровождают уже изданную книгу: устраивают встречи с читателями, разрабатывают рекламную кампанию, договариваются о переводе книг на иностранные языки… При этом четко знают, что неплохо заработают, поимев с автора процент от его гонорара.

В результате этой схемы все остаются довольны. Издательства-потому, что несут издержки только по публикации перспективных текстов. А это все-таки минимум затрат при максимуме выгоды. Соответственно они могут позволить себе платить солидные деньги авторам.

Авторы – потому, что не оббивают пороги издательств, ломясь в закрытые двери, у них не болит голова о том, как не остаться в накладе при передаче авторских прав, как самостоятельно сделать синопсис, к кому обратиться за предварительной вычиткой рукописи, и при этом получить весомый результат на счет в банке.

Агенты -потому, что являясь по своей сути менеджерами по продажам, делают интересную, во многом творческую работу, оставаясь востребованными и оплачиваемыми специалистами в своей области.

Приятным бонусом для всех участников процесса из англоговорящих стран является широчайший охват читающей аудитории (около одного миллиарда ста миллионов человек потенциальных читателей), что дает простор для публикации огромных тиражей.

Теперь посмотрим, что же происходит у нас? У нас уже, наверное, исторически сложилась совершенно иная схема работы издательского бизнеса, где “третий-лишний”. Издательства берут на себя все, что связано доведением понравившейся рукописи до ума, оформлением книги, ее рекламной компанией, последующим продвижением… То есть их затраты многократно возрастают, съедая весомый кусок прибыли. Естественно, ни о каких авторских гонорарах речи и быть не может. Хорошо, если роялти составит не 10 рублей с одной проданной книги, а 20.

Другая сторона этой схемы-сами начинающие авторы, которые должны прийти на поклон напрямую к издателю, поклониться ему в ноги, кое-как убедить взять их “в оборот”, самостоятельно приведя рукопись в порядок, грамотно составив все вспомогательные материалы, и в итоге получить “слезы” в качестве оплаты.

И вот тут-то и кроется “корень всех бед” для отечественных литературных агентов. Они не могут получить нормальной оплаты за свою деятельность с одной стороны, и сильно ограничены издательствами с другой. Зачем публикатору готовая рукопись, если у него самого есть штат специалистов для этих целей? Зачем автору литературный агент, если ему нечем заплатить, а издание книги никогда не принесет нормальный доход?

Мало того, в довершении всех “приятностей”, потенциальная читательская аудитория -всего 278 миллионов человек, что резко сокращает возможность печататься большими тиражами, рынок книгоиздания поделен между несколькими крупными издательствами, а многие из литературных агентов-не прирожденные продажники, а люди творческие, сиречь бывшие авторы. И тот “жирный и вкусный пирог”, который делят где-нибудь в США трое участников литературного процесса, в отечественных реалиях превращается в “черствую плесневелую корочку хлебца”, которую почти полностью вынуждено грызть издательство, оставляя остальным лишь крохи.

Вот поэтому литературные агенты, во многом, остаются у нас явлением чужеродным и малораспространенным, аки подводные лодки в степях Украины. Я имею в виду настоящих профессиональных литературных агентов, готовых выполнять всю ту работу, что делают их западные коллеги, и еще немного сверх того, подстраиваясь под отечественных издателей. Конечно, где-то лет пять-шесть назад начали появляться агентства, которые готовы раскрутить рукопись в интернете, организовать ей продвижение, но и только. Далеко не все из них имеют связи и возможности, чтобы довести до ума текст и провести успешные переговоры с издательством, а потому с таким же успехом автор сам может начать раскрутку книги. В общем, на мой взгляд, у нас на книжном рынке существует функциональная проблема. Этакий “затык”, мешающий всем, но его, почему-то, упорно не хотят устранять заинтересованные лица.

Leave a Reply

Your email address will not be published.