Откуда у парня сирийская грусть?

На сайте Библиотека МУЖЕСТВО ЖИТЬ интересом читателей пользуется текст Елены Илориной «Мы с тобой!». По внешней своей форме – это семейный роман, но внутренне – это всё же нечто больше, это по существу энциклопедия провинциальной жизни во времена 90-лихнутых… Но, на мой взгляд, наибольшее достижение автора – это образ положительного герояЕлена Илорина относится к разряду тех достаточно редких в наше время авторов, которые унаследовали от нашей классики 19 веку тягу к анализу, говоря шаблонно: к анализу типического человека в типических обстоятельствах. И надо отметить, что результаты этого психологического анализа местами впечатляют: во всяком случае есть над чем горевать и чем наслаждаться…

В центре повествования из сибирской глубинки – судьба брата и сестры. Мутное и смутное время скупо, но выразительно просвечивает сквозь призму взросления личности. О времени мало, о героях много. Волею обстоятельств герои начисто лишены родительской любви при живых родителях, но…
Вот это “но” и осмысливает писательница, конечно, там есть ещё один герой, мистический, однако мне он немножко не показался таковым.
Тоска по положительному герою как основной пафос-мафос произведения (?) грусть по идеалу… И по замыслу, и по исполнению и по форме это произведение, имеющее своё особенное лицо – причём лицо неожиданное… Лицо, не ожидавшееся во всяком случае, если следовать нынешним трендам, – трындеть, например, как многие остальные.
Откуда у парня сирийская грусть?
70 лет – одну человеческую жизнь напролёт – советская литература социалистического реализма изо всех своих пролетарски-крестьянских силёнок стремилась увековечить положительного героя, строителя светлого коммунистического будущего, защитника социалистического отечества…
В назидание потомству! То есть нам с вами…
Ну и в общем. Гора родила мышь; мышь сугубо чёрно-белую (вот наши против не наших? И тот, кто врёт не с нами, тот врёт против нас!), примитивную, полубезумного фанатика с жёстким набором – частоколом красно-коричневых формул, сквозь который мышь не проскочит; гора коммунистических словес родила не мышь, а даже этакую окопную вошь, хотя и с железобетонным панцЫрем, обречённую на постоянную окопную жизнь в борьбе за мир во всём мире путём ввода ограниченного контингента войск в очередную братскую или сестринскую страну, голодоморы, ГУЛАГи… и т.п. Как метко подметил поэт военного поколения:
А кони всё скачут и скачут,
И избы – горят и горят…
Ремарка правоту тоже подтвердили сполна до сих пор – На Западном Фронте Без Перемен: в дотах и дзотах, танках и самолётах, все герои превращаются в ботов-роботов, да и в Нагорной проповеди сказано: “Не убий!”
Наверное, нельзя делать не поступающегося принципами убийцу – героем истинно народного романа… Можно даже – шпиона, а вот – убийцу почему-то невозможно..
Правда, не секрет, что у сриализма (социалистического реализма) даже что-то получалось: особенно хорошо получалось, когда положительный герой оказывался без ног (“Повесть о настоящем человеке” ) или паралитиком (“Как закалялась сталь”) – тогда образ положительного героя вставал перед нами во всей своей первобытной красе в индивидуальной инвалидной коляске под занавес…
Образ положительного героя – большевика, коммуниста, члена партии – был бзиком социалистическим; Елена Илорина выросла в совсем в других условиях, когда дерьмократами и либерастами всех мастей сриализм (социалистический реализм) был справедливо и основательно измазан гавном, а вот поди ж ты, именно она, писательница из сибирской глубинки, спустя 25 лет, дала такой эскиз положительного героя, которому соцреализм может только позавидовать. Значит, не всё так просто в Датском королевстве… Меня это поразило больше всего! – .-.=.-. – – .-.=.-. –

В заключение скажу прямо, что «Мы с тобой!» – это достаточно широкое полотно с целым рядом вставных новелл имеет явно мистический отсвет. Трудно сказать почему…
может быть давление эпохи…
может быть такой вот характер автора…
может быть ещё что-то…
Не хотелось бы о грустном, но мистика “Мы с тобой!” в принципе наводит на предположение, что типический герой в типических обстоятельствах – это трагедия. Причём по нонешним временам даже не оптимистическая… Отрицательным подлецом (или падлой? ) быть не хочется, а быть положительным – это обречь себя на смерть… Затопчут, гады! И наши… И не наши – тоже затопчут.
Но всё равно, в общем, у Елены Илориной получилась очень хорошая книга, у которой явно есть будущее. А вот каким будет это будущее, светлым или тёмным, красно-коричневым или жовто=блакитным – это уже зависит от нас с вами, дорогие читательницы!
Шутю…
Наверное, от нас ничего не зависит…

Leave a Reply

Your email address will not be published.