Классика индийской литературы: “Песчинка” Робиндраната Тагора

Долго думала, помещать сюда посты о произведениях классической литературы, или нет. О классике же, как и о покойниках- либо хорошо, либо ничего, потому, что где -ты, и где -КЛАССИКА. Но потом решила, что раз наш уютненький все-таки не канал “Культура”, то можно и про вечное  с точки зрения дилетанта.

Тем более, что книгу, о которой собираюсь здесь написать, у нас в стране знают мало, как, собственно, мало знают и о той стране, где она была написана. Далекая Индия ассоциируется у нас с пестрыми сари,  сиропными мелодрамами и попсовыми песенками. С некоторых пор еще с ГОА и многочисленными ашрамами, йогой, кришнаитами… Но это все-очень и очень поверхностные знания, правда человек-он и в Африке человек,  а потому основная идея произведения будет понятна любому.

Итак, на Северо-Востоке загадочной Индии раскинулась область, под названием Бенгалия. Сейчас она разделена на индийский штат Западная Бенгалия и государство Бангладеш -Бенгалию Восточную, но произошло это лишь в конце 60-х гг XX века, а до того это была единая земля,когда-то считавшаяся  сначала мощным княжеством,  одним из центров культуры всего субконтинента с  собственным языком, литературой, письменностью, традициями, обычаями… После прихода англичан центром княжества, равно как и всей Британской Индии, стал город Калькутта, основанный на месте трех деревушек, где жили рыбаки и ткачи…

Именно там, в одном из предместий, в имении Джорасанко Тхакур Бари 7 мая 1861 года и родился будущий классик индийской литературы, человек, сделавший для бенгальского языка то же самое, что и Пушкин для русского. Робиндранат Тагор принадлежал к очень древнему и знатному роду брахманов. Его семья имела крупные земельные владения, была уважаема и, без сомнения,  принадлежала к самой верхушке индийского общества. Мальчик начал писать свои первые стихи в восемь лет, а новеллы -в шестнадцать. Его стихи легли в основу государственного гимна Индии,  а проза стала известна далеко за пределами страны.

Одним из вершин его творчества  является роман “Песчинка”,  написанный в 1903 году и поднимающий серьезные социальные, философские и нравственные вопросы, стоявшие (да и сейчас стоящие) перед индийским обществом…

Итак, перед нами трагическая история молодой, образованной, прекрасной женщины по имени Бенодини. По прихоти судьбы и капризу дальнего кузена Махендры, не пожелавшего взять ее в жены, она выходит замуж за бедняка и влачит жалкое существование.  Через некоторое время, после продолжительной болезни  муж умирает, и жизнь ее, и до того безрадостная, и вовсе погружается во мрак. Ведь было  известно каждому индийцу, что лучше жене наложить на себя руки, чем пережить мужа и остаться вдовой. Вдовы презираемы, ведь плоха та жена, которая не удержала жизнь мужа в своих руках. Они не имеют права носить украшения, могут одевать лишь простые белые хлопковые сари, обязаны есть только вегетарианскую  самую простую пищу, и им еще повезет, если семья позволит остаться в доме на правах  ее члена, а не выгонит или вовсе не доведет до самоубийства.

Бенодини, не имея средств к существованию, устраивается служанкой в дом Махендры. Видя расторопность, трудолюбие и исполнительность новой прислужницы, мать Махендры (она и сама вдова), проникается к ней участием и делает своей компаньонкой.  От Бенодини без ума и простушка Ашалата-жена Махендры. Сам же молодой человек внезапно обнаруживает, что влюбился в компаньонку матери… Девушка получает прозвище “Чокер Бали”, что означает “Песчинка в Глазу”. В самом деле,  как бы ни была мила, она мешает в этом доме всем: матери Махендры потому, что отвлекает сына от семейного счастья и серьезных занятий, самому хозяину дома потому, что является немым укором его беспечности, а его жене потому, что муж вдруг увлекся другой. “Песчинка в глазу”- это не только про одну семью и одну вдову, это про традицию, в которой женщина становится заложницей жизни супруга, и по трагическому стечению обстоятельств оказывается презираемой, ненужной, мешающейся, не совершив ни одного проступка, и про ее собственную судьбу. Судьбу человека настолько мелкого и незначительного, словно он и не человек вовсе, а просто песчинка… И про ее чувства, на которые она не имеет никаких прав. Эти чувства мешаются, словно песок в сандалиях, напоминая, что она все еще молода и жива…

Произведение просто замечательное. Оно написано ярким и образным языком, что немедленно погружает читателя в атмосферу старинной колониальной Индии, какой ее видишь на раритетных открытках… Оно заставляет читателя грустить, негодовать, смеяться вместе с героями.  Оно заставляет думать. Это действительно то, что называется “золотой классикой мировой литературы” Прочтите сами и убедитесь.

 

Leave a Reply

Your email address will not be published.