Если хочешь попасть в струю…

Слова, вынесенные в заголовок, взяты из песни Андрея Макаревича “Рассмеши меня, Петросян”. И хоть пел далеко не о том, о чем пойдет речь в этом посте, но слова эти как нельзя более точно отражают суть проблемы, о которой мне сегодня хотелось бы поворчать.

Итак, в предыдущей заметке мы с Вами внезапно обнаружили, что наше (Ваше) супер -интересное, грамотно написанное и глубокое произведение читают не очень охотно. Точнее, по сравнению с другими, порой даже не особо интересными, куда менее вычитанными и куда более поверхностными книгами других авторов, практически не читают. Вы начинаете судорожно просматривать тексты Ваших более удачливых коллег в поисках того самого элемента “Хэ”, который позволяет им быть более востребованными, чем Вы. И вскоре замечаете некоторые удручающие вещи.

Во-первых сюжет и жанр. Я думаю не ошибусь, если скажу , что любой писатель начинает свой путь в литературе именно с того, о чем ему было бы интересно почитать самому. Кто-то пишет фанфики, не удовлетворившись основным сюжетом любимой книги, кто-то сразу замахивается на самостоятельное произведение. Допустим, Вы в восторге от твердой научной фантастики, знаете азы астрофизики, следите за новостями астрономии… И при этом Вас удручает тот факт, что эту самую НФ сейчас почти не пишут. Ну есть пара наших имен на слуху. А что эти пара имен? В их книгах нет “пыльных тропинок далеких планет”. И вот Вы взяли-и написали стоящую вещь. Месяцами корпели, выверяя “матчасть”, прописывали характеры, продумывали интересный сюжет, вычитывали текст. Наконец, торжественно выложили все это на известный портал. И… ничего особенного не произошло. Читают мало, комментируют мало. И критика в духе: “Это слишком затянуто!”, “Здесь нет нормальной любовной линии, без эротики как-то не интересно!”. “Слишком сложно написано!”, “Слишком мало крови!”, “Это нудно”. И ладно, если книга объективно оказалась затянутой, заумной, трудной для понимания…Это критика конструктивная, тут обижаться не приходится.

Но если в романе от силы полторы сотни страниц, если нет сложных математических выкладок, а вся научная часть ограничивается корректной констатацией факта: “Планета Эос всегда была повернута к своей звезде одной стороной из-за приливного захвата”, то тут уже возникает серьезное подозрение, что людям эта тема просто не интересна, и что бы Вы ни написали, им всегда будет “нудно и сложно”.

Тем более становится обидно, когда в топе на том же портале висит какой-нибудь “шЫдевр фантастики” про зомби-апокалипсис, где автор не особо-то и старался продумывать что к чему, а просто написал, что весь мир охватила эпидемия страшного вируса, в результате чего все человечество резко превратилось в зомби, и лишь главный герой- пьяница и психопат Бен, остался невредим по счастливой случайности. Он надрался метилового спирта, забился в подвал и впал в кому. А потом резко из нее вышел три месяца спустя, обретя сверхспособности. и непонимание, почему это кругом все так мечтают сожрать его мозги. Вот это читателям понравилось. Ведь произведение как раз на тему вируса, зомбирования мозгов и незамысловатого выживания.

И так в любом жанре: будь то фентези или любовный роман, приключения или детектив. Исключение, наверное, составляют лишь триллер и ужасы, потому, что там напрямую эксплуатируются человеческие страхи и любопытство. При должном старании написать книгу, интересную читателям, здесь куда проще.

Во-вторых время и место. Удачливый автор из примера выше выложил свою “нетленку” в нужное время в нужном месте, а Вы со своими “пыльными тропинками” пролетаете, как муха над Парижем. Тут надо учитывать, что аудитория на разных порталах собирается тоже разная. Где-то в почете Лит РПГ (прости Господи!), где-то -женское фентези. Бывают конечно и “всеядные” читатели, но таких сравнительно немного. Ну и веяния времени тоже никто не отменял.

Не уверена, что такая закономерность действительно существует, но один из пабликов ВК, посвященный теме “Что почитать в рунете”, весь позапрошлый год упорно предлагал мне “Академии” как самое читаемое из любовных романов, а с конца прошлого года вдруг начал постить в моей в ленте “Беременных”. Это когда героиня забеременела от героя по условиям контракта/согласно древнему пророчеству/чтобы женить на себе/случайно. Даже возникло безумное подозрение, что пропаганда рождаемости добралась и до женских романов. Чур меня, чур!

К чему это лирическое отступление? Оно, собственно, к тому, что если публика в определенный момент решила, что ей хочется читать нечто определенное, то и читать с удовольствием люди будут именно это. И им уже не особо важны будут оригинальность сюжета или художественные достоинства, если в тексте нет сексуального ректора/беременной героини/зомби-апокалипсиса.

И тут возникает такое гаденькое чувство… Нет, не зависти или ревности, а просто понимание того, что либо Вы затыкаетесь со своими никому не нужными идеями и пишете то, чего от вас ждут люди, которые снизойдут Вас почитать, либо пишите то, что хотите. Но в стол. Вот мы и вернулись к заголовку поста. Если хотите, чтобы Вас читали сразу и много, здесь и сейчас, то должны попасть в струю. Заткнув для этого свою.

Leave a Reply

Your email address will not be published.