А может быть, все было наоборот?

Есть в современной литературе одно очень любопытное явление, настолько самобытное, что в корне отличается от всех остальных. И различие это проистекает от самой идеи, заложенной в основу подобных произведений. Однако существование этого явления неслучайно, и, если разобраться, то отнюдь не противоречит литературному процессу, а представляет собой прямое его следствие.

Так часто бывает, что читателю очень полюбилась какая-то книга, и настолько понравились ее герои, что душа жаждет продолжения/предыстории/детализации приключений или просто хочется другой концовки, а автор (вот вредина!) вовсе не собирается их писать. И что прикажете делать? Придется это дописывать самому… Конечно же, я говорю о фанфиках!

При том, что фанфики получили широкое распространение именно в эпоху интернета (думаю, причины здесь понятны), но идея их далеко не нова. Так, одним из самых первых подобных произведений была поэма Роберта Генрисона “Завещание Крессиды”. Написана она была аж в районе 1492 года, и представляла собой вольное продолжение “Троила и Крессиды”- трагической истории в стихах, поведанной отцом английской литературы Джефри Чосером аж в 1380-х годах. Солидно, однако!

Но в течение долгого времени подобные произведения все же оставались в тени, так как представляли собой типично любительское творчество. В самом деле, не станешь же всерьез дебютировать как автор с чужими героями и фактически чужой историей? Однако, это отнюдь не означает, что их не писали. Писали, и еще как! При этом в создании фанфиков были замечены такие титаны мировой литературы, как сестры Бронте, Уильям Теккерей, Жюль Верн…

Однако фанфики какими мы их знаем сегодня ( в смысле массового художественного воплощения фанатами какой-то вселенной) появились во второй половине 20 века. Впервые название жанра было использовано в 1965 году фендомом (клубом фанатов) научной фантастики, чтобы как-то обозначить все те любительские произведения, которые создавали фанаты, и разграничить ее с творчеством маститых писателей. “Fan fiction” собственно и переводится как “художественная литература фанатов”. Первой вселенной, по которой началось массовое творчество, был “Звездный путь”-одна из культовых франшиз в США. По оригинальному сериалу было снято несколько фильмов, создавались компьютерные игры,и, конечно же, писались истории.

Первые фанфики печатались в журналах, с распространением интернета они постепенно перекочевывали в виртуальную реальность, заполняя собой форумы фендомов, а в дальнейшем перешли оттуда на отдельные порталы.

Сейчас фанфикшн официально признан жанром литературы и включает в себя множество подвидов. Они отличаются по размеру (мини, миди, макси, драббл, виньетка фанффиклет), наличию героев из произведения-оригинала (OC, OFC, ОМС, вписка, Мери/Марти Сью) и их взаимоотношениям ( джен, гет, слеш, фем-слеш), жанру (экшн, юмор, пародия, агнст, флафф, драма, дэдфик) и т.п. Все эти категории обычно указываются перед аннотацией и человеку непосвященному кажутся китайской грамотой, а тем, кто в теме, быстр помогают определиться, о чем здесь пойдет речь.

Пишутся фанфики на тему литературных произведений ( “Гарри Поттер”, “Нотр Дам де Пари”, “Властелин Колец”), сериалов (“Клон”, “Великолепный век”), фильмов (“Звездные Войны”), Аниме (“Наруто”)… В общем любой зацепивший людей сюжет легко превратить в фанфик. А в последнее время все чаще и чаще стали появляться фанфики “по заявке”: когда читатели просят написать что-то на определенную тему. И это, на самом деле, очень знаковое для жанра новшество, ведь оно дает надежду на его превращение в литературу высокую, ибо пока жанр все -таки остается переходным по целому ряду причин:

  • авторские права на героев и сюжеты принадлежат совсем другому лицу, а частенько и издательству или киностудии;
  • дополняющий, характер написанного;
  • большое количество ограничений и канонов для фикрайтера. Он не должен далеко уходить и от исходных образов, и от заявленной темы;
  • как уже говорилось выше, заявить о себе, издав историю о чужих героях и по чужому миру, или придумав своих-совсем не одно и тоже.

Однако, ни формат любительской писанины, ни куча жанровых и сюжетных ограничений не помеха для создания очень сильных и достойных текстов и/или введения новых прекрасных героев. Как пример могу привести “l’inquisition” по “Нотр Дам де Пари”. К сожалению, автора назвать не могу,и текст из поисковиков исчез, но как замечательно там был прописан авторский герой!

И это, на самом деле, здорово. Ведь дает прекрасную возможность потренироваться начинающему автору “на котиках”, выработать стиль, научиться работать с текстом, сюжетом, эксперементировать с героями, приобрести опыт и уверенность, прежде, чем писать что-то свое.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *