“Cogito ergo sum ” – комментарий к названию нашего сайта (Один из многих, что воспоследуют несомненно)
По-моему, Александр Лук сформулировал понятие “умственной границы”. (In my opinion Alexander Luk formulated a concept of “an intellectual border”.) точгно не помню, но именно он написал вроде того, что, к сожалению, наш разум имеет дурацкую привычку устанавливать себе воображаемые искусственные границы, и потом, воспринимая их как данность и заданность, не осмеливается переступить через них. … потом я эту или подобную мысль встречал несколько раз у кго-nu другого. Прожив жизнь, прихожу к выводу, что будучи совершенно правым в основном, Лук не совсем прав в частности. Потому что, не устанавливая себе никаких границ (чем кстати отличается и постмодернизм), – разум начинает линять, расплываться и растворяться в окружающем; тем самым перестаёт быть способностью мыслить вообще. Шаг за шагом снимая все мыслимые и немыслимые границы, срывая маски со всех и вся, разум сливается со своим фоном, с тупым и бессмысленным быдлом.
Хорошо об этом написал Лев Толстой:
“Спросили Касатского, кто он?
– Раб божий.
– Qu’est ce qu’il dit? Il ne repond pas. (3)
– Il dit qu’il est un serviteur de Dieu. (4)
– Cela doit etre un fils de pretre. Il a de la race. Avez-vous de la petite monnaie?(5)
– .-.=.-. – \\= – .-.=.-. –
– Спаси Христос, – ответил Касатский, не надевая шапки и кланяясь своей лысой головой.”
Толстой так и не выпустил в свет своего Отца Сергия, хотя при его связях и возможностях, он мог бы вполне тиснуть её, где-нибудь в Швейцарии, в Женеве, как сделал это Михаил Евграфович со своими Сказками.
Одна из гипотез.
Потому что его чистосердечная повесть била не только тогдашнюю РПЦ наотмашь, но и его собственную Веру – насмерть. Но – написал. Честность таланта, искренность гения… Посмотреть смерти в глаза без страха и упрёка.
Отец Сергий остался в рукописях, как и Дубровский Пушкина.
Эта тенденция полного уничтожения границ между смыслом и бессмысленностью характерно пронизывает всё средневековье:
“Однажды зимой брат Франциск шел с братом Львом из Перузы к Порционкюлю; было так холодно, что они дрожали от стужи, Франциск сказал: “О, брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали пример святой жизни; запиши, однако, что не в этом радость совершенная”.
Пройдя немного далее: “Запиши еще, брат Лев, если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать четырехдневно умерших, – запиши, что и в этом не будет радости совершенной”.
Через сто шагов: “Запиши еще, брат Лев, если бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести и душ людских, – запиши, что и в этом нет радости совершенной”.
- И еще запиши, брат Лев, овечка ты Божия, если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд, и если бы нам открылись все клады земли, и мы познали бы все тайны жизни птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней и вод, – запиши, что и это не было бы радостью совершенной”.
- И еще, брат Лев, баран ты Христов, если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех китайцев в веру Христа, – запиши, что и в этом не было бы радости совершенной”.
- А чем же тогда, брат Франциск, радость совершенная? – не выдержал писатель-попутчик.
И Франциск отвечал: “А вот в чем. В том, что если, когда мы придем в Порционкюль, – грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные, – и попросимся пустить нас в монастырь, а сытый привратник в тёплой одёжке и хромовых сапожках на меху скажет нам: “Что вы, бродяги, шатаетесь по свету, соблазняете народ лживыми сказками, крадёте милостыню бедных людей, убирайтесь отсюда, бродяги!” – и не отворит нам. И вот – если мы тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник прав, что Сам Бог внушил ему так поступить с нами, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и в воде до утра без ропота на привратника, тогда, брат Лев, только тогда будет радость совершенная”.”
– .-.=.-. – … //= – .-.=.-. – !
После средневековья наступило Возрождение, а за ним и – Просвещение…
Вполне возможно, что способность мыслить, в том числе и мыслить образами, и заключается в ощущении не только зыбкости и иллюзорности умственных границ, но и понимании их необходимости …