Знаете ли Вы, дорогой читатель, каков самый очевидный признак плохой книги? Это не корявое построение предложений и многочисленные ошибки в тексте, ибо в этом случае произведение спасет толковый редактор (предварительно всплакнув над бессмертными строками нашей “нетленки” и раз сто помянув такую-то мать… ученья). Не провисания сюжета или логические нестыковки (их как раз можно частично переписать, либо отшлифовать). И даже не пространные лирические отступления, над которыми засыпает самый стойкий читатель (как правило, они совершенно свободно убираются из окончательного варианта).
Самый явный признак плохой книги (по моему скромному мнению) – принадлежность ее главного героя к “славному” мерисьюшному племени. Это всегда губит на корню любую, даже самую интересную идею, и тут никакие ухищрения текст уже не спасут. Не верите? Позвольте мне объяснить Вам свою точку зрения.
Кто же такая эта Мери Сью, и почему я ее здесь так ругаю? Согласно Википедии -это ” …персонаж, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением.” Сам же термин ” Мери Сью ” происходит от одноименной героини пародийной “Повести Трекки”, созданного писательницей Паулой Смит в 1973 году. Та в образе юной мисс Сью высмеивала всех нереалистичных персонажей фанфиков по вселенной “Звездного Пути”. И это, наверное, один из редких случаев, когда главный герой -всезнайка и “всеумейка”- не портит написанное, просто потому, что является карикатурой.
Однако многие вольно или невольно прописывают таких героев всерьез. То ли реализовывая свои потаенные желания, то ли не рассчитав свои силы в построении сюжета и раскрытии персонажей, начинающий автор вдруг скатывается до откровенного восхваления главного героя/героини за счет всех остальных действующих лиц. Мало того, все превратности судьбы “Мери Сью” осиливает, сама того не заметив. И здесь страдает весь сюжет книги-от начала и до конца. В самом деле, если нет ни преодоления трудностей, ни моральных дилемм, ни развития героя, ни противостояния с достойным антагонистом, а есть лишь Мери Сью с туповатым юмором, манерами площадной торговки, средней внешностью и умом, в которую, почему-то все влюбляются (а кто не влюбился, тот пеняет на себя), то книга превращается в дурной цирк одного клоуна, и читать такое можно только когда хочется отключить голову и выпустить пар.
Кроме потерянного сюжета, читателя неимоверно раздражает и сама натура Мери Сью. По понятным причинам возникает подозрение, что начинающий автор рисовал свой портрет в экзотических декорациях. И, рисуя, упивался своей вседозволенностью и надуманной исключительностью.
Резюмируя все вышесказанное, можем выделить основные черты подобного героя:
- Он(а) обладает вроде бы невзрачной внешностью, но буквально все представители противоположного пола в книге не могут перед ним (ней) устоять. Харизма? Нет. Просто автор так захотел
- Он(а) имеет довольно средний ум и познания, но за счет полной убогости окружающих видится гением. Особенно самому себе.
- Не блещет чувством юмора, все шутки над ближними своими не поднимаются выше пояса. При этом остальные герои книги постоянно на них “ведутся”.
- Любые козни и происки врагов, даже самых могущественных, отметает на “раз-два-три”, а самих врагов немедленно настигает расплата в стиле “утоплю в сортире”.
- Рефлексия? Развитие? Нет, не слышали. Все свободное время персонаж проводит за возлияниями и асоциальным поведением, при этом все равно самый-самый.
Особенно такого рода героями изобилует так называемый “попаданс”, поэтому вполне справедливо за литературу почти не считается (хотя и активно читается, ведь отключить голову время от времени хочется всем). Но стоит хотя бы раз автору “засветиться” с подобным героем, и на него тут же со всех сторон сыплются обвинения в дурновкусии, что не способствует писательской репутации в дальнейшем.
Так что если решились прописывать персонажа зашкаливающей крутости, то нужно обладать недюжинным талантом, прекрасным чувством юмора и безошибочным литературным чутьем, чтобы Мерисья стала интересна читателю по-настоящему и не вызывала бы отторжения. Не уверены-лучше перестрахуйтесь и спросите себя, а не выходит ли Ваш персонаж слишком везучим, слишком всезнающим,слишком сильным и слишком привлекательным человеком? И если вдруг да, то не стоит ли придумать ему действительно серьезных испытаний, достойных такого бриллианта?