Кинжал, знаки и темные души: “Страж” Алексея Пехова
Сейчас я, наверное, буду очень пристрастна, но не могу не рассказать здесь о своем самом любимом произведении жанра фэнтези. Тем более отрадно, что его автор-наш соотечественник. Так что сколько бы не ругали наших писателей, и сколько бы не кривили нос поклонники Сапковского, Мартина и иже с ними, но они возводят напраслину. По циклу, о котором я сегодня поведаю, можно было бы легко снять прекрасный сериал, ничуть не хуже “Ведьмака” (а по-моему, так и куда лучше)… Иех!
Но я отвлеклась. Итак, Алексей Юрьевич Пехов и его цикл романов в рассказах “Страж”. Первая книга серии вышла в уже далеком 2010 году, заключительная- “Золотые костры” – в 2014. Перед нами история захватывающих дух приключений воспитанника Братства – стража Людвига ван Нормаенна и его неизменных спутников: призрака старого священника Проповедника и жуткого загадочного и жестокого Пугала. Странноватая компания для того, кто борется со злом, не правда ли?
А ведь бороться со злом- прямая обязанность главного героя. Кровожадные сущности, причиняющие людям вред, но невидимые простыми смертными, способны наделать много бед: от жестоких убийств одиноких путников до насылания мора на целые провинции. И лишь избранные, родившиеся с даром видеть темные души, способны противостоять этой напасти. Они объединяются в Братство, но большую часть жизни проводят в странствиях из княжество в княжество в поисках работы. Работа, увы, находится всегда. И она далеко не благодарная: стражей не любят и побаиваются, а палки в колеса готовы вставлять слишком многие: от местных аристократов до членов Ордена Праведности, созданного, чтобы надзирать за законностью действий членов Братства. А если добавить к этому и Святую Инквизицию, которая никогда не дремлет, политику и интриги, то получится и совсем уж запутанная картина: никогда не знаешь, откуда ждать подвоха…
Я очень люблю миры Пехова. Они всегда яркие, самобытные, детально проработанные. Открывая любую его книгу, читатель сразу же с головой погружается в повествование. Но цикл “Страж” на этом фоне выделяется особо. Здесь описан мир, очень похожий на Европу эпохи Ренессанса. Такие же враждующие между собой королевства, те же вольные города и “печальные деревни” самодуров-феодалов. Даже католическая церковь и Папа с верной инквизицией. Но еще и призраки, ангелы, демоны, ведьмы и колдуны, и еще сонм полумифических существ, о которых люди едва слышали.
Особо хотелось бы отметить форму, в которой написан цикл: каждая глава как законченный рассказ об одном из эпизодов нелегкой работы стража. При этом рассказы связаны в единую сюжетную линию, и незначительные обстоятельства из, казалось бы, разрозненных историй, складываются в стройный сюжет, проходящий через все четыре книги. Так что небольшой эпизод в одной из глав первой книги может аукнуться серьезными последствиями в последующих частях.
А еще в этих книгах есть ПУГАЛО. Персонаж настолько колоритный, что стоил бы отдельного отзыва. Загадочное и молчаливое кровожадное нечто, решившее вдруг ни с того ни с сего таскаться за Людвигом, время от времени активно помогая, а иногда и пропадая куда-то на продолжительное время… Конечно же у него есть собственная тайна, и откроется она читателю в самом конце. Спойлер: Вы такого точно не ожидаете. Короче, это мой любимый персонаж.
В общем, лично для меня в этом произведении нет ни одного минуса. Оно заслуженно считается одним из лучших в отечественном фентези. Правда,частенько приходилось слышать, что-де это списано с “Ведьмака”: и идея, и построение текста, и даже некоторые герои. Но на это могу лишь сказать, что для меня книга однозначно превзошла великого и ужасного Сапковского. По крайней мере, уже два раза пыталась прочесть его цикл, но отталкивает именно колорит. Уныло там как-то. Мир слишком мрачный. И если сравнивать с картинами, то “Ведьмак”-это как полотна Босха ( жутковато и беспросветно), а “Страж”-это как Боттичелли (светло и ярко, хоть и дух захватывает).
В общем, не знаю как вам, а мне снова хочется перечитать (уже в пятый раз), что, пожалуй, и сделаю.